Apple подвела итоги 2023 года. В рамках конкурса App Store Best of 2022 разработчики выделили приложения и игры, которые вдохновляли мир в этом году. Сегодня мы рассмотрим игру года для Mac — Disco Elysium.
Игра года для Mac
Оригинальная RPG-игра с открытым миром, где вам нужно управлять полицейским-алкоголиком, расследующим убийство. Геймплей во многом строится на диалогах и взаимодействии с другими персонажами.
Также разработчики отметили лучший контент для Apple TV: игрой года признана Dandara Trials of Fear, а приложением — Disney+, что неудивительно. Лучшей игрой в сервисе Apple Arcade стала Sneaky Sasquatch.
RPG, о которой будут вспоминать.
Раз в несколько лет появляются игры, о которых со всех сторон слышно только хорошее. Восторженные отзывы от первых фанатов, от критиков, от ценителей жанра, от обычных игроков. Игра получает престижные награды, её достоинства разбирают в огромных видеоэссе, называя чуть ли не лучшим представителем жанра в истории. Включая такую игру, ты заранее обрекаешь себя на разочарование из-за завышенных ожиданий.
В случае с Disco Elysium поверить в то, что игра действительно соответствует всему тому, что о ней написано или сказано, особенно трудно. Ну не может небольшая эстонская инди-студия, образованная в 2016 году и не создавшая до этого ни одной игры, неожиданно выпустить лучшую RPG десятилетия.
Не может одна и та же игра быть и умным социальным высказыванием, и невероятно сложной и богатой с точки зрения повествования RPG, — и при этом быть достаточно доступной, чтобы не затеряться в списке «нишевых» или «недооценённых» игр, завоевав четыре награды на Game Awards — больше, чем любой другой тайтл.
Не может игра, сделанная нёрдами, мечтавшими воссоздать ощущение от настольных ролевых игр и на огромный процент состоящая из текста, выглядеть и звучать как произведение искусства, а также обладать столь удобным и приятным интерфейсом. Наконец, не может RPG, которую хвалят за невероятное количество веток и вариантов развития событий, быть такой объёмной и проходиться за целых 20-30 часов, да ещё и практически не содержать багов.
Мы не живём в идеальном мире, чудес не бывает — интуиция подсказывает, что где-то во всём этом должен крыться какой-то подвох. Но его нет. С каким бы скепсисом, или, наоборот, с какими бы завышенными ожиданиями вы ни включили Disco Elysium — она всё равно вас впечатлит. Кто-то удивится уже на этапе создания персонажа, увидев обширное дерево из крайне необычных и специфичных навыков, вроде «эмпатии» или «концептуализации».
Каждый из этих многочисленных навыков — своего рода отдельная личность в голове у главного героя; они могут разговаривать с протагонистом, спорить с ним или даже друг с другом. Такой особенности — герой общается со своими навыками при помощи отдельных диалогов, — хватило бы на то, чтобы сделать необычной и запоминающейся целую отдельную игру. В Disco Elysium это — лишь одна деталь из многих.
Кого-то впечатлит первая локация — банальное задание «оденься и выйди из комнаты» в Disco Elysium превращается в полное неожиданностей путешествие, в ходе которого герой может даже погибнуть. Взаимодействия с обычными бытовыми предметами могут привести к совершенно разным последствиям в зависимости от выбранных способностей персонажа: многие действия потребуют проверки определённого навыка. При этом уровень навыка лишь повышает вероятность успеха, а провалы почти всегда приводят к особым, не менее интересным ситуациям.
Того, кто решит, что так досконально проработана только стартовая комната, призванная впечатлить игрока, ждёт первый диалог с NPC, после которого практически невозможно остаться равнодушным к игре. Это именно такой разговор, о котором, должно быть, мечтал каждый любитель RPG: разветвлённый, вариативный, с кучей возможностей для использования навыков и настоящего ролевого отыгрыша.
Ну а тому, кто продолжит сохранять скептический настрой даже после этого, достаточно будет ещё немного побродить по миру и пообщаться с NPC, чтобы понять, что практически весь этот мир проработан ничуть не хуже, чем пара вступительных локаций. Через полчаса, через час или через два ему, наконец, придётся признать, что окружающие были правы, а Disco Elysium — действительно уникальная игра, достойная всех этих комплиментов, которые порой кажутся избыточными.
В итоге Disco Elysium оставляет после себя главный вопрос: почему маленькая эстонская студия смогла, а десятки и сотни студий до неё — нет? Почему разработчики RPG практически не экспериментируют с механиками и повествованием, полагаясь на набившую оскомину формулу: «поговорили, использовали навык дипломатии, ещё поговорили, подрались»? Почему мы из года в год довольствуемся банальными фэнтези-сюжетами, к которым все будто бы привыкли относиться снисходительно, а нестандартные сеттинг и конфликт и текст, близкий к уровню серьёзной литературы, воспринимаются как откровение? Наконец, почему мы так привыкли к идее о том, что вариативность в RPG может быть только мнимой или очень незначительной, а «настоящая» нелинейность, проявляющаяся чуть-ли не на каждом шагу — это слишком дорого и неразумно?
Вариантов ответа тут может быть два. Либо Роберт Курвиц и студия ZA/UM — действительно волшебники, и создали нечто, что не под силу обычным людям. Либо RPG, подобную Disco Elysium — нестандартную, умную, взрослую, нелинейную, красивую, стильную, отполированную, большую, — способна сделать любая другая студия, если избавится от стереотипного мышления.
Какой из этих ответов верен, мы узнаем в ближайшие несколько лет. Disco Elysium останется в истории либо как одинокий памятник своим создателям, либо как источник вдохновения для нового поколения авторов RPG. Возможно, прямо сейчас какой-то разработчик или издатель смотрит на успехи Disco Elysium — независимой игры о путешествии копа-алкоголика по миру, напоминающему Восточную Европу 70-х, которая почти полностью состоит из текста и сложным языком рассказывает о конфликте между политическими идеологиями, — и с удивлением спрашивает: «А что, так можно было?»
Лично для меня Disco Elysium стал игрой года. Жду русскую локализацию
Но если ты играл в игру, зачем тебе локализация?
А если не играл, то как игра стала игрой года?
О да. Игра прям вот идеальна для такого типа устройств. Правда вопрос в том, как она написана и что сейчас умеет А12 в плане GPU. У меня macbook 15 pro late 2013 — core i7 интегрированная графика и я не могу запустить игру в нативном разрешении. Приходится понижать. Я думаю однажды эта игра там выйдет.
Как повсеместно начнёт портироваться на портативные девайсы, так сразу получите:
Прекрасная игра — сдох в первой же комнате)
на mbp2015 пойдет? с Intel Iris Pro 1536 МБ
Кстати, может, кто уже опробовал. Игра норм идёт на прошке 2015? Черт бы побрал отсутствие дискретной видеокарты 🙁
Только что опробовал — работает, но макбук очень сильно шумит и греется. Игре выставил все минималки по графике и отключил тени — игра работает нормально, но все остальное лагает очень сильно
Я на лайте 2013 играю, понизив разрешение чуток. игра текстовая, так что даже если подлагивать будет, то не страшно. на 2015 должно идти в нативном разрешении. Разве что antialiasing не на полную катушку сможешь поставить.
Давайте уже DLC какой-нибудь, желательно хороший, а не «рельсы», как в последней трети игры.